Дюк Эллингтон
Содержание
Дюк Эллингтон — не просто звезда джазовой музыки. Без упоминания о нем невозможно рассказать историю джаза. При этом сам Дюк Эллингтон свою музыку называл афроамериканской. Будучи другом Мартина Лютера Кинга, он хотел, чтобы искусство способствовало прогрессу самосознания цветных людей. Однако Дюк Эллингтон сделал больше — его музыка стала частью мирового культурного наследия.
Жизнь Дюка Эллинтона охватывала большую часть истории джазовой музыки. Он родился в 1899 году в Вашингтоне. Причем Эллингтон никогда не жил в гетто. Он родился во вполне преуспевающей (по меркам эпохи) семье. Его отец работал дворецким не просто в аристократической семье, а в Белом доме. Юный Эдвард Кеннеди (это настоящее имя музыканта, а Дюк — всего лишь прозвище) начал учиться музыке еще в раннем детстве. В 18 лет он окончил школу прикладных искусств. По образованию он был не пианистом, а художником, и это сказалось на его музыкальном видении.
В 1922 году он начала играть в ансамбле "Вашингтонцы", а позже стал руководителем этого ансамбля. Музыканты перебрались в Нью-Йорк, играли в клубах Гарлема. А в 1927 году под давлением менеджера Эллингтон стал лидером джазового оркестра. Новый коллектив прославился как "Duke Ellington and His Orchestra». Музыканты выступали в самых престижных клубах, позже гастролировали по стране, даже в период заката биг-бэндов после Второй мировой войны. В 1960-е годы оркестр Эллингтона ездил и на международные гастроли. Его оркестр приезжал даже в СССР, много выступал в Европе и странах Ближнего Востока. Умер музыкант в 1974 году от рака легких.
Эллингтон был не просто пианистом. Он был и композитором, и аранжировщиком, а главное — лидером бэнда. А еще:
- Прозвище "Дюк" ("Герцог") закрепилось за ним еще в детстве из-за любви к красивой одежде.
- После окончания школы прикладных искусств в качестве художника Эллингтон успел поработать в родном Вашингтоне — там он рисовал плакаты.
- В годы войны оркестр Эллингтона продолжал выступать. В 1943 году был концерт в Карнеги Холле, все средства от него были перечислены в поддержку Красной Армии.
- Оркестр Дюка существовал с 1926 по 1974 год без перерывов, хотя некоторые музыканты его покидали или присоединялись новые.
- Оркестр много гастролировал, а сам Дюк говорил, что дорога — это его дом, а Нью-Йорк всего лишь почтовый ящик.
- Эллингтон сочинял не только джазовую музыку, но и духовную.
- Любимыми композиторами музыканта были Дебюсси и Равель.
- Дюк имел замедленный пульс, чем и объяснял свое хладнокровие. Выдержать такой ритм жизни как у него, мог только человек с железными нервами.
- Дюк Эллингтон 11 раз становился обладателем премии Грэмми. А еще он был кавалером Ордена Почетного легиона. Посмертно музыкант получил Пулитцеровскую премию.
Эллингтон не боялся экспериментов. Он выступал совместно с симфоническим оркестрами, делал записи с джазовыми певцами, но аккомпанировал и Фрэнку Синатре, устраивал джем-сешн с Луисом Армстронгом — всего и не перечислить.
Дюк Эллингтон говорил, что если музыка звучит хорошо, то это и есть хорошая музыка, и не имеет значения, классика это, джаз или рок. Его восхищала красота во всех его проявлениях. А сам он мог творить буквально в любых условиях. Чаще всего его рабочим местом становились автобусные сидения или откидывающиеся столики в купе поезда, иногда — стены студии звукозаписи.
В коллекцию Де Агостини "Jazz на виниле" входит один из самых необычных проектов Эллингтона — альбом "Money Jungle", записанный в 1962 году. Необычный он потому, что записан в трио — кроме Дюка, в нем участвовали Чарльз Мингус и Макс Роуч, представлявшие более молодое поколение с новаторской музыкой.
Критики часто называют альбом "Money Jungle" дерзким. Об этом говорит даже его название, потому что слово "джунгли" в отношении афроамериканских музыкантов, являвшихся активными участниками движения за гражданские права, даже в 1960-е годы звучало очень иронично, как и упоминание о деньгах.
Между Максом Роучем и Чарльзом Мингусом часто возникали столкновения. Но альбом все-таки удалось записать, в том числе и благодаря таланту Дюка как руководителя биг-бэнда. А меломанов в этом альбоме наверняка заинтересуют его аранжировки и виртуозная игра.
В альбоме "Money Jungle" чувствуется влияние афроамериканской музыки, от рабочих песен до духовных гимнов. Но этот стиль понятен и тем, кто никогда раньше такую музыку не слушал. Сам великий джазмен называл музыку эсперанто — универсальным языком, доступным каждому человеку.
Как и все пластинки в коллекции Де Агостини "Jazz на виниле", альбом записан на 180-граммовом виниловом диске, обеспечивающем безупречное звучание.