Автолегенды СССР. УАЗ на службе

Автолегенды СССР. УАЗ на службе

30 января 2024 г.
avtolegendy-sssr-uaz

Автомобили от Ульяновского автозавода стали известны благодаря своей длительной истории, надежности и широкому применению в разных сферах жизни. Какими они были: легендарные УАЗы времен СССР? Давайте посмотрим.

УАЗ Марторелли

В 60-е годы В Италии возникла мода на «русский джип». Одними из тех, кто заинтересовал местных жителей вездеходами, были собственники знаменитой в стране фирмы «Марброз» — братья Марторелли. Они очень любили заниматься спортом, принимали участие в гонках и автомобильных кроссах.

В 1972 году, во время зимнего ралли для полноприводных машин, двадцать шесть экипажей участвовали в гонках, организованных спортивных клубом г. Маджора.  Трасса была очень сложной. В гонках выиграл Луиджи Марторелли на УАЗ-469.

Оценив преимущества УАЗ-469, Марторелли решил продавать его на итальянском рынке. Для этого он усовершенствовал легендарную модель и представил ее в нескольких вариантах:

  • UAZ-Explorer с улучшенным салоном, но типичным двигателем УМЗ-451М мощностью 75 лошадиных сил;
  • UAZ-Marathon с более мощным и стабильным дизелем Peugeot XD2;
  • UAZ-Dakar (УАЗ Дакар Марторелли) с турбодизелем от  Витторио Марторелли VM мощностью 100 лошадиных сил.

У всех моделей были спортивные кресла и гидроусилители руля.

УАЗ-31514

Эта полноприводная машина повышенной проходимости, которая отличается от базового варианта металлической крышей, рессорной подвеской, а также редукторными ведущими мостами.

История ее создания началась с УАЗ-469, для которого придумали металлическую крышу еще в 1968 году. В 1993 году УАЗ решил адаптировать главную версию внедорожника УАЗ-31512 к требованиям гражданского рынка, поставив на нее крышу из металла, а также сделать внутреннюю отделку, подъемную створку и противоугонные замки. Это позволило адаптировать машину не только для частных лиц, но и для использования МЧС и органами МВД.

УАЗ-450

УАЗ-450, который также назывался «буханка» из-за интересной формы кузова, стали выпускать в январе 1958 года. Это была единственный на планете автомобиль вагонной комплектации, небольшой грузоподъемности и хорошей проходимости.

Примечательно, что в 2007 году УАЗ-450 поучаствовал в проекте «Здоровье». Тогда завод поставил 2 304 санитарных автомобилей по всей России. 

УАЗ-450 «буханка» остается востребованным по сей день. Он имеет плавные переходы деталей кузова, цельногнутое лобовое стекло, которое обеспечивает хороший обзор, 2 ведущих моста, хорошую надежность.

УАЗ Уран-452

В 70-е годы 20 века появились модели машин СССР, совмещающие в себе функции передвижного пункта руководителя полетов и автомобилей сопровождения воздушных судов. Разработку машин в рамках такой тематики вели под шрифтом «Уран». Машины на базе микроавтобусов и фургонов семейства УАЗ-452 называли «Уран-452».

Для базового выпуска использовали чаще всего санитарные УАЗ-452А в минимальной комплектации. Кстати, название «Уран-452» пережило даже модернизацию автомобилей ульяновского автомобильного завода в 1985 году, когда УАЗам были присвоены обновленные индексы согласно актуальной отраслевой нормали.

После развала СССР производство «Уранов» заметно снизилось. Начиная с девяностых годов их выпускали почти штучно. В 2008 году с конвейера сошла последняя и единственная в том году машина «Уран-452». Далее выпуск таких автомобилей освоил Опытный завод № 31.

УАЗ-469 кросс

Ульяновский автозавод опубликовал в соцсетях архивную фотографию модификации машины на базе УАЗ-469Б, который был подготовлен в одном экземпляре. Данная модель возникла задолго до того, как понятие «кросс-купе» вошло в обиход, а, точнее, в 1977 году.

Опытный образец внедорожника собрали в НАМИ по заданию «Автоэкспорта». У машины был жесткий верх, задняя стойка с выраженным наклоном, а также цельные двери с обновленными ручками, цельным стеклом с нижней локализацией дворников и измененной световой техникой. В салон прототипа разметили оригинальную приборную панель и руль.

Однако серийный выпуск УАЗ-469 кросс так и не был запущен, поскольку завод не планировал выпускать новую модификацию легендарного автомобиля в больших количествах. Госплан не финансировал производство, а внедорожники под запросы клиентов дорабатывали иностранные импортеры.

УАЗ-469Б Эльбрус

В августе 1974 года три стандартных УАЗ-469Б покорили склон Эльбруса высотой 4 200 м. всего за 38 минут. Чтобы добраться на горную вершину, не использовали лебедки и противобуксовочные цепочки. 

Испытаниями руководил инженер-конструктор А. П. Берберашвили. Он 1-й мире мото-альпинист, который покорил восточную вершину Эльбруса на мотоцикле своей сборки, поднявшись на высоту больше 5 600 м.

После покорения горной вершины машина УАЗ-469Б, выпускаемая в СССР, получила имя «Эльбрус», ведь до такой высоты на машинах на тот момент не добирался никто.

УАЗ на службе

Многие модели УАЗ использовали не только в работе скорой СССР, милиции СССР, аварийной службы, но и как военные машины СССР. Когда Великая Отечественная война закончилась, были пересмотрены стандарты оказания врачебной помощи раненым. Для этого утвердили новый регламент, предусматривающий новый порядок оказания медпомощи.

Учитывая развитие специализации транспорта, военнослужащим требовались советские машины для работы на коротком плече БМП-МПМ, а в распоряжении у них были только устаревшие ГАЗ-55, а также не так давно выпускаемые ПАЗ-653, которые не совсем подходили для оговоренных задач.

Поэтому в 1954 году на ОГК УАЗ поступило задание от Минобороны на создание небольшой машины с полным приводом, предназначенной для транспортировки раненых. Санитарные микроавтобусы стали, вместе с фургоном, первыми опытными образцами из нового семейства.

Салон УАЗ-450А был предназначен для перемещения 4-х раненых людей на носилках. Все такие машины, поставляемые в Армию СССР, окрашивали нитроэмалями в защитный цвет 4БН. На борта кузова и задние двери наносили красные кресты, размещенные в белоснежных кругах.

В мини-коллекции Де Агостини «Автолегенды СССР. УАЗ на службе» вы можете приобрести необычные модели, включая прототип УАЗ-450А, в масштабе 1:43. В каждом выпуске — модель легендарной машины и тематический журнал, рассказывающий ее историю, с фотографиями. Все модели хорошо детализированы, а цвета максимально приближены к оригинальной расцветке.

Вам может понравиться

 
 
Популярные новости