Коллекция ретро-трамваев

Коллекция ретро-трамваев

1 октября 2025 г.
Коллекция ретро-трамваев

Откройте для себя увлекательный мир старинных трамваев, которые когда-то были сердцем городских улиц от Парижа до Гонконга. Эти электрические вагоны, ставшие настоящим символом прогресса на рубеже XIX и XX веков, изменили облик мегаполисов и жизнь миллионов людей. Сегодня история трамвая оживает в уникальной коллекции, позволяющей прикоснуться к прошлому и проследить эволюцию этого знакового вида транспорта.

В серии от «Деагостини» представлены точные копии ретро-трамваев, начиная с 1894 года в масштабе 1:87. Каждая модель — детально проработанная реплика, отражающая дух эпохи идет в комплекте с ознакомительной брошюрой.

Пионеры электрической тяги: старинные трамваи конца XIX века

Зарождение эры электрического транспорта подарило миру уникальные инженерные решения. Эти ранние модели демонстрируют смелость и новаторство своих создателей.

TW 4 (Галле, Германия, 1894)

В 1891 году в Галле появились первые электрические трамваи, которые стали настоящей сенсацией и образцом для многих других городов. Из-за своей зеленой окраски они получили от жителей прозвище «Grüne Bahn» («Зеленый трамвай»). Вагон TW 4, построенный в 1894 году в Кельне, изначально предназначался для трамвайной сети Альтенбурга. Однако в 1920-х годах движение в Альтенбурге пришлось закрыть, и вагон был продан фермеру, который использовал его в качестве курятника. Удивительная находка была сделана в 1981 году, после чего вагон отреставрировали и вновь запустили в Галле в 1991 году, к 100-летнему юбилею местного трамвая. 

Walker Tram (Монморанси, Франция, 1899)

Трамвайная линия Энгьен-Монморанси действовала с 1897 по 1935 год. Поскольку коммуна Монморанси расположена на довольно крутом холме, для маршрута была однозначно выбрана электрическая тяга с контактными проводами. Несмотря на это, линия была убыточной с самого начала: в 1902 году при доходах в 115 000 франков расходы составили 144 000 франков. Вагоны для этой линии были построены в 1899 году производителем Ратгебер и имели два двигателя общей мощностью 66 кВт, вмещая 22 сидячих и 32 стоячих пассажира. 

Начало XX века: эпоха инноваций и расширения

В первые десятилетия нового века исторические трамваи стали неотъемлемой частью городской жизни, а их конструкция постоянно совершенствовалась.

Motorvagn 43 (Гетеборг, Швеция, 1902)

В 1902 году трамвайная сеть Гетеборга полностью перешла на электрическую тягу, заменив конные трамваи. Шведский производитель ASEA поставил первую серию из 46 двухосных вагонов. Сегодня трамвайная сеть города является крупнейшей в Северной Европе с протяженностью 192 километра. Вагон типа М1 в 1915 году был модернизирован: он получил закрытую переднюю платформу и превратился в тип М4. В хорошую погоду летом к трамваю присоединяли прицеп. 

Tramvia Blau (Барселона, Испания, 1903)

Этот исторический «Синий трамвай» был запущен по инициативе фармацевта и инвестора Сальвадора Андреу Грау для развития инфраструктуры у горы Тибидабо. Маршрут длиной 1276 метров с уклоном до 8% открылся 29 октября 1901 года. Изначально вагоны были зелеными, но после аварии их перекрасили в синий цвет. Модели 1903 года имели более мощные двигатели и были оснащены пневматическим тормозом Westinghouse и электромагнитным рельсовым тормозом для безопасности на крутых участках.

Stubaitalbahn TW 1 (Инсбрук, Австрия, 1904)

На протяжении почти 80 лет четыре деревянных вагона курсировали по живописной горной линии между Инсбруком и Фульпмесом. Маршрут протяженностью 18,16 км имел уклон до 46 промилле. Изначально линия работала на переменном токе, но в 1983 году была переведена на постоянный, что и положило конец службе этих уникальных вагонов. В середине 1950-х маршрут был под угрозой закрытия, но благодаря поддержке местных властей его удалось сохранить и модернизировать. 

Motrice Type 500 (Париж, Франция, 1907)

В 1907 году парижская трамвайная компания CGPT электрифицировала свои пригородные линии и ввела в эксплуатацию 100 новых четырехосных вагонов серии 500. Дизайн этих вагонов, ставших важной вехой в истории парижского трамвая, был вдохновлен моделями из США и Канады. Большинство из них были выведены из эксплуатации весной 1933 года. До наших дней сохранились два вагона. 

Motrice №13 (Камбре, Франция, 1907)

В 1903 году во французском городке Камбре появился электрический трамвай, вероятно, произведенный немецкой фирмой AEG. Подвижной состав насчитывал 16 моторных вагонов и 3 прицепа. Каждый двухосный вагон был оснащен двумя двигателями мощностью около 25 л.с. и вмещал около 30 пассажиров. К сожалению, Первая мировая война привела к почти полному разрушению трамвайной сети, и она так и не была восстановлена. 

Zeppelinwagen (Нюрнберг, Германия, 1909)

Специально для Баварской выставки 1906 года компания MAN построила 10 открытых летних вагонов. После выставки на основе их тележек были созданы 10 новых трамваев особой вместительности. При длине 11 метров они были самыми длинными вагонами своего времени и за элегантную округлую форму получили прозвище «Zeppelinwagen» в честь дирижабля графа Цеппелина. В 1950-е годы они эксплуатировались в Кракове, где их слабые двигатели были заменены на более мощные. 

Межвоенный период и послевоенное возрождение

Коллекция трамваев Деагостини охватывает и сложный период мировых войн и последующего восстановления, когда создавались как утилитарные, так и передовые для своего времени модели.

Motrice L (Париж, Франция, 1923)

В период с 1923 по 1925 год муниципалитет Парижа приобрел 475 вагонов типа L, которые стали типичными парижскими трамваями, пока сеть не закрылась в 1938 году. Они получили совершенно новые двигатели TH 563 мощностью 60 л.с., которые разгоняли вагон до 30 км/ч. Для снижения веса была применена инновационная ходовая часть, где каркас кузова устанавливался прямо на ось через подвеску. 

Motrice Standard B (Лион, Франция, 1926)

Лионский стандартный вагон 1920-х годов представлял собой трамвай с ходовой частью с двумя независимыми, близко расположенными осями и застекленными платформами. Компания OTL (омнибусов и трамваев Лиона) планировала создать унифицированную модель, но растущий пассажиропоток заставил их закупить более вместительные вагоны с тележками. В результате двухосный стандартный вагон не получил широкого распространения. 

CE 4/4 (Цюрих, Швейцария, 1930)

До появления так называемых швейцарских стандартных вагонов основу трамвайного парка Цюриха составляли Ce 4/4 «Elefant». Их короткая и тяжелая конструкция с высокооборотными двигателями позволяла вести трехвагонные поезда массой 50 тонн со скоростью 25 км/ч даже на горных участках с уклонами до 75 промилле. Прозвище «Слон» они получили за свой вес и высокую тяговую силу. К 1972 году, с приобретением новых моделей, «слоны» были выведены из эксплуатации. 

Ret Serie 471–570 (Роттердам, Нидерланды, 1931)

В 1929–1931 годах Роттердамский электрический трамвай (RET) закупил 170 современных четырехосных вагонов. Модели 471–570 были мощнее своих предшественников. Эти трамваи, окрашенные в охристо-желтый цвет и управляемые одним водителем, получили положительные отзывы. Любопытной особенностью было сиденье водителя, выполненное в виде старого велосипедного седла, — такая конструкция встречалась вплоть до 1970-х годов. 

Motrice D (Дижон, Франция, 1935)

Трамвай в Дижоне был одним из первых электрифицированных во Франции и начал работу в 1895 году. В 1930-е годы часть старых вагонов была заменена 13 современными двухосными трамваями типов D и E. Вагоны типа D от Lorraine-Dietrich имели два двигателя по 40 л.с. и вмещали 50 пассажиров. Несмотря на то, что в 1940-х годах в городе был современный подвижной состав, жители считали трамвай устаревшим и хотели от него отказаться. 

PCC 10409 (Тюэн, Бельгия, 1949)

Проект трамвая PCC был успешно реализован в США, а в 1950-х лицензирован для использования в других странах. 57В 1947 году Бельгия заказала 24 таких вагона. В отличие от американского оригинала на 49 мест, у бельгийских было только 32. Эти трамваи с необычным кузовом и узкими окнами не пользовались популярностью у пассажиров, а их американские тележки оказались слишком тяжелыми для местных путей. 

Be 4/4 Tram (Женева, Швейцария, 1950-1952)

Трамвайная система Женевы, открытая в 1862 году, к 1969 году сократилась до одной линии №12. Именно вагоны Be 4/4, построенные в 1950–1952 годах, косвенно способствовали спасению женевского трамвая. Эти трамваи относились к стандартизированному типу, который также встречался в Цюрихе, Базеле и Берне. Сегодня трамвайная сеть Женевы активно развивается и даже простирается до Франции, что делает ее одной из немногих в мире с международным маршрутом. 

TE 59 Reko-Wagen (Берлин, ГДР, 1959-1963)

В период с 1959 по 1975 год в бывшей ГДР выпускались так называемые вагоны «Реко», которые были полностью перестроены на шасси старых двухосных транспортных средств. В качестве доноров послужили вагоны, построенные еще в 1924 году. Их переоборудованием в новые модели TE 59 занималась ремонтная мастерская Рейхсбана в Берлин-Шёневайде. Фактически это была новая сборка, так как от старого вагона почти ничего не оставалось. 

«Современная» классика

6th Generation (Ding Ding Tram) (Гонконг, 1986)

Трамвайная система Гонконга была основана в 1901 году. Первые вагоны были одноэтажными, а в 1912 году появился первый двухэтажный трамвай. Свое милое прозвище «Дин-Дин» трамваи получили из-за характерного звука предупреждающего колокола. 

Масштабные модели транспорта, представленные в коллекции, включают и вагоны шестого поколения, которые появились с 1986 года. Их корпус сделан из алюминия, пришедшего на смену тиковому дереву, а в основе лежит двухосное шасси 1930-х годов. 

Каждая реплика позволяет оценить инженерную мысль и дизайн своей эпохи, делая коллекционирование познавательным и увлекательным хобби. 

Популярные новости